Когда человек слышит слово «семья» — на ум сразу приходит картинка,
на которой мама, папа и ребенок.
Когда специалист (психолог, педагог, исследователь) слышит слово «семья» в его уме начинают крутиться разные слова и термины: система, семейные динамики, поведенческие паттерны и прочие родительские послания.
Профессиональный подход к исследованию этого понятия предполагает разложение данного понятия на составные части, например,
на подсистемы, которые функционируют внутри семьи. В нашей стране
и русскоязычном научном пространстве в целом, принято изучать то,
как матери влияют на развитие ребенка, счет таких исследований идет
на сотни. Последние 20 лет стало интересно, как отцы включены
в семейную систему, какое влияние оказывают на развитие ребенка
и функционирование семьи в целом. Однако до последнего времени ученых в нашей стране не интересовало, как мать и отец взаимодействуют между собой, образуя родительскую подсистему. Как включенность отца/матери влияет на адаптацию ребенка, его психическое и физическое развитие.
У нас даже термина такого не существует.
Как семейного психотерапевта и ученого, меня заинтересовал этот разрыв между теорией и практикой. Поэтому я написала первую диссертацию
на русском языке, посвященную сородительству и его влиянию
на отношение к ребенку. Я защитила её в лучшем ВУЗе по психологии в России и получила высочайшие оценки рецензента, а так же приглашение к
публикации. Я продолжаю свои исследования данного феномена
и готовлю к выпуску еще несколько статей.
В западной науке иная ситуация. За рубежом исследования «сородительства» начались с 70-х. г.г. прошлого столетия, и к настоящему моменту мы можем прочитать огромное количество исследований о том, как живут и развиваются семьи в Европе, Америке, Австралии и Азии.
Что же за зверь такой — сородительство? В широком смысле слова
это взаимодействие взрослых, осуществляющих действия
по удовлетворению потребностей ребенка. Такими взрослыми могут быть любые люди — биологические родители, приемные родители, диада бабушка-мама и др. Звучит довольно размыто, но если мы чуть углубимся, то обнаружим, что сородительство это многомерное явление, включающее положительные аспекты, такие как поддержка, согласованность между родителями, эффективная коммуникация и доверие; а также отрицательные аспекты, такие как конфликты по поводу воспитания детей, конкуренция, сопротивление действиям другого родителя
и триангулирование ребенка (т.е. вовлечение детей в родительский конфликт; Teubert & Pinquart, 2010).
Безусловно, положительные и отрицательные аспекты могут существовать
в семье одновременно (Frascarolo, Darwiche, Favez, 2009). Важно отметить взаимосвязь благополучия семьи и качества сородительства, на которое может оказать влияние соотношение положительных и отрицательных аспектов. Так, низкое качество сородительства, то есть присутствие
в межродительском взаимодействии большей доли негативных аспектов может стать фактором риска для семьи, и наоборот, высокое качество может действовать как защитный фактор (Favez &Frascarolo, 2013). С точки зрения представления о семье, как о целостной системе, характерного
для системной семейной психотерапии, сородителей можно назвать исполнительной системой семьи, которая, при условии эффективного функционирования, может обеспечить детям чувство
стабильности и безопасности (McHale, Lindahl, 2011). Для обеспечения такого рода предсказуемости и безопасности сородителям важно поддерживать друга друга, а также придерживаться единой позиции
в отношении существующих в семье правил и обычаев.